Меню сайта
 

Информация о сайте

 
 
 
 
 
Категории каталога
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 778
Начало» Статьи» » Мои статьи

Почему "Карга" ?
Как гласит предание, которое хранится по сей день в памяти жителей деревни, в давние времена, когда происходил очередной раздел земли, дело чуть не дошло до потасовки. В словесной перепалке один из селян обозвал своего противника каркающей вороной (по-татарски «ворона» — «карга»). Конфликт забылся, а возникшая деревня получила название «Карга». Считается, что самое старое захоронение на территории деревни можно отнести приблизительно к концу XV в. С 60—70-х гг. XVIII в. фиксируется наличие деревянной мечети, выстроенной по инициативе местных мусульман, хотя можно предположить, что она появилась веком раньше, поскольку первое письменное упоминание деревни относится к 1660 г. В 1790 г. дворов насчитывалось 124. В деревне проживало 731 человек, в том числе 372 мужчины и 359 женщин. Общее количество обрабатываемой земли составляло 2036,6 десятины по 5,47 на душу населения. По-прежнему активно занимались скотоводством. Часть земель принадлежала служилым мурзам из деревень Чембилей и Камкино. Первым «указным» муллой, ставшим во главе общины, был Тимербулат Биктимиров. Он же преподавал основы вероучения, получая от общества 25 рублей в год. В 1810 г. ему в помощь был определён уммой азанчей — Хамит Бухаев. Через 10 лет татары-мусульмане изыскали возможность построить еще одну, пятивременную мечеть, так как первая, соборная, уже не могла вместить всех прихожан. Число их превысило 400 человек. Некоторое время в середине 20-х гг. обязанности муллы выполнял Мунжафяр Сейтбурханов. . В 1828 г. «исправляли духовные требы» имамы — Абдулкерим Иваниямов (в первой соборной мечети) и Абдулсалям Бикмятов (в новой). Мечети располагались достаточно близко друг от друга, южнее пруда на главной улице (см. карту). На карте 1851 г. отмечены две мечети, а также мусульманское и новокрещенское кладбища («под двумя мечетями и магометанским кладбищем, под кладбищем новокрещеных татар — 3 десятины 1520 саженей земли»). В 40-е г. XIX в. происходило обновление кадров священнослужителей. Приблизительно в одно и то же время муллами становятся: в первой соборной мечети — Фехретдин Тимербулатов (возможно, сын первого известного нам имама), с помощником Бедретдином Невмятуллиным в качестве муэдзина, во второй мечети — Абдул Жаббар Абдул Валеев и Фехретдин Шехмуратов. Позднее муллы передадут приходы своим сыновьям, их изберут общины в помощь уважаемым, но имеющим преклонный возраст, имамам (например, Бедретдин Фехретдинов будет избран в 1863). В середине века община имела 2089 десятин 7 саженей земли. Собственной земли у жителей деревни было немного. По-прежнему, в основном, занимались земледелием, а также скотоводством. С 70-х гг. XIX в. община деревни Карга переживала период заметного укрепления. (В основе этого, по-видимому, был подъем материального благосостояния.) Уже действовало религиозное училище мектебе, дававшее основы светских и религиозных знаний. В 1877 г. впервые был поставлен вопрос о постройке ещё одного, третьего, храма. Муллы второй мечети ходатайствовали об этом по инстанциям, опираясь на согласие уммы. В итоге к 1881 году была выстроена третья мечеть, которая расположилась южнее уже имеющихся здесь мечетей, за рекой Карга. (В 1906 г. её перестроили и подновили). В начале XX в. имамом здесь был Жамалетдин Фехретдинов. Духовное образование юное поколение получало в мектебе, которое в 1878 г. посещали около 35 учащихся. Постигали Коран, изучали татарский язык, поддерживали религиозные традиции. Еще до революции большим уважением пользовался мулла Хафиз. Многие жители деревни, в том числе и нынешний имам — Аббяс Абдрахманов, учились у него. Сам Хафиз получил образование в Казанском медресе. В 1937 г. от репрессий не пострадал. Ему удалось заменить арестованного и расстрелянного Софу Желялетдинова. В 1917 г. в здании мектебе расположилась светская школа 1-й ступени, где в 1924 г. обучалось 145 человек. Была организована библиотека, в которой большую часть фонда составила популярная литература по марксистской философии. Судьба мечетей была также предрешена: если в конце 20-х гг. активно функционировали все три мечети, то уже в 1933 г. первую соборную закрыли (имам — Бедретдинов Харис, азанчей — Тимербулатов Жемелетдин) под «культурные нужды трудящихся». В июле 1939 г. властями было инициировано закрытие второй соборной мечети. Необходимость ликвидации храма объяснялась недостатком учебных помещений. После переустройства (снятие минарета, внутренний ремонт и отделка) в ней планировалось открыть школу. Вскоре, в ноябре 1940 г., было удовлетворено ходатайство граждан деревни о передаче третьей мечети под образовательное учреждение. Аргументом в пользу подобного решения было то, что «мечеть пустует, раз в неделю здесь бывает 5-6 стариков». Из 138 прихожан — 108 человек, присутствовавших на собрании (1 октября 1940 г.), проголосовали за это решение. Еще в ноябре 1937 г. мулла последней мечети, Софа Желялетдинов (1882—1937), был арестован, приговорен к высшей мере наказания и расстрелян в декабре того же года. В послевоенные годы мусульмане продолжали молиться, используя помещение сарая, расположенного на кладбище. Собиралось обычно более 20 человек. Обязанности муллы выполнял X. Абдрахманов. В нынешнее время имамом первой соборной мечети является Аббяс Абдрахманович Абдрахманов (1932 г. р., коренной житель деревни). Он исполняет свои духовные обязанности с 1972 г., когда еще не существовало современного здания мечети, а действовали молитвенные дома. А. Абдрахманов является грамотным и уважаемым в деревне человеком. Хорошо читает Коран, получил светское образование. В 1994 г. на средства общины было построено каменное здание нынешней мечети. Председателем религиозного общества является Мубир Салахетдинов. А. Абдрахманов стал исполнять обязанности соборного имама во вновь выстроенном здании. На должность азанчея желанием уммы был определен Рафат Абзальтдинов. Сейчас в деревне приблизительно 300 дворов. По пятницам на молитву обычно ходят человек 30. На Курбан-байрам собирается до 200 человек. Сейчас в деревне хаджиев нет. К сожалению, детей школьного возраста немного — всего 15 человек. Использованная литература: История исламских общин Нижегородской области Сенюткин С.Б., Идрисов У.Ю., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Нижний Новгород, 1998
Категория: Мои статьи | Добавил: ГЮЗЭЛ (2007-05-06) | Автор: ГЮЗЭЛ
Просмотров: 2697 | Рейтинг: 4.4 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика





Karga © 2007
Сайт управляется системой uCoz